КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ
Креативность – это способность видеть мир принципиально в другом свете и находить новые идеи и пути использования различных вещей и ресурсов.
В этом посте мы собрали 20 самых известных и проверенных упражнений, которые помогут вам без особого труда развить это полезное качество:
● ОПИШИТЕ ОДНУ И ТУ ЖЕ ИСТОРИЮ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕСКОЛЬКИХ ЧЕЛОВЕК
Попробуйте рассказать одну и ту же историю с точки зрения трех ключевых персонажей. Сначала вам может показаться, что каждый персонаж будет иметь одинаковые переживания с другими персонажами, но как только вы начнете копаться в их умах, то вы увидите, что одинакового изложения ни у кого не будет. Это упражнение поможет вам развить критическое мышление и лучше понять историю, которую вы действительно хотите рассказать. Как только вы написали одну и ту же историю с трех точек зрения, спросите себя, чья история вам нравится больше всего. Почему она вам понравилась?
● ЗАВЕДИТЕ ЖУРНАЛ ДЛЯ МЕТАФОР
Делайте в нем записи каждый день, описывая метафорами все, что вы делаете и чувствуете. Придумывайте новые метафоры каждый день. (Метафора отличается от сравнения и не использует слова "как" или "похожий на". Пример метафор – "жемчужные зубы", "сияющее лицо").
● ОСТАВЬТЕ ДЛЯ СЕБЯ ТОЛЬКО НУЖНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Работа с ограниченным количеством инструментов заставит вас использовать то, что у вас есть, и поможет развить креативность. Хорошо научившись с ними работать, вы сможете творить с ними все, что угодно. Вы будете в гораздо лучшем положении, чем тот, кто балуется с большим набором инструментов.
Если вы художник, то ограничьте себя до, например, основных цветов. Если вы график, то ограничьте себя до карандашных рисунков. Это особенно важно в начале. Хорошенько изучив основы, вы будете более креативны, когда в вашем распоряжении будет больше инструментов. Если вы снимаете фильмы, то ограничьте себя до черно-белой пленки. Если вы фотограф - сделайте то же самое. Не думайте, что креативность означает то же самое, что свобода выбора. Креативность рождает варианты.Если вы писатель, то попробуйте писать так, чтобы вас понял шестиклассник, даже если вы пишете о концепции, которую сможет осилить не всякий взрослый. Если вы драматург, то попробуйте обойтись без использования реквизита в вашей пьесе. Посмотрите, что получится!
● НАПИШИТЕ ИСТОРИЮ, ОСНОВАННУЮ НА КАРТИНКЕ
Придумайте 100 (или 50) слов о картинке, запишите их, а затем создайте сумасшедшую историю о ней, используя все (или большинство) этих слов. Вы можете использовать картинку из журнала или Интернета, или даже использовать старую фотографию.
● КОНЦЕНТРИРУЙТЕСЬ НА ЧЕМ-ТО ОДНОМ В ТЕЧЕНИИ ПОЛУЧАСА
На первый взгляд, это может быть очень трудно сделать. Вы можете начать думать о какой-нибудь теме в течение пяти минут в день, а затем ежедневно увеличивайте промежуток, пока не достигнете полчаса. Сначала имеет смысл практиковаться в одиночестве, но в итоге вы должны делать это при любых отвлекающих обстоятельствах, например, таких, как поездка на работу и обратно.
● ОБЪЕДЕНИТЕ ДВА РАЗНЫХ ПРЕДМЕТА
Выберите два случайных предмета и опишите каждый по отдельности: На что он похож? Где он используется? Из чего он сделан? Затем замените один предмет другим: Как я могу переделать предмет А в предмет Б? Что я могу сделать предметом А то, что я могу сделать предметом B?
● ЗАДАЙТЕ СЕБЕ РЯД ВОПРОСОВ И ОТВЕТЬТЕ НА НИХ СЛОВАМИ ИЗ ПЕСЕН
Напишите список основных вопросов, таких, как "Как тебя зовут?" или "Что вы делали в прошлый четверг?" Попробуйте придумать, по крайней мере, 10 вопросов. Чем больше вы придумать, тем лучше! Записывайте любой вопрос, который приходит на ум, даже если он кажется глупым. Ответьте на вопросы текстами из песен, и старайтесь не использовать одну песню несколько раз.
● ИГРАЙТЕ В ИГРУ АССОЦИАЦИИ
В нее хорошо играть с кем-нибудь, но вы также можете играть в нее в одиночку. Если вам не с кем играть, то запишите первое слово и любую ассоциацию с ним, а потом в течение 10 минут называйте ассоциации на каждое последующее слово. Сравните первое слово с последним. Надеемся, они будут отличаться друг от друга. Это упражнение отлично тренирует ум и расширяет круг ассоциаций, что очень хорошо для развития творческих способностей.
● ВОСПРИНИМАЙТЕ КРИТИКУ С НЕДОВЕРИЕМ
Придерживайтесь своей цели. Когда вы просите кого-нибудь оценить вашу работу, то проблема в том, что мнения будут предвзятыми, потому что люди будут иметь различные идеи о том, какой должна быть ваша работа. Другие люди будут пытаться подтолкнуть вас в направлении, которое, может быть, подходит для них, но не для вас. Даже если они будут иметь самые благие намерения, вам они будут только во вред. Не стесняйтесь спрашивать мнения у других людей, но не позволяйте никому сбивать вас с пути. Чем чаще вы просите кого-нибудь оценить вашу работу, тем быстрее вы сможете определить, какие люди на самом деле "рубят" в том, что вы делаете, и могут дать ценную критику, а какие не стоят потраченного времени. Просите кого-нибудь оценить вашу работу только тогда, когда вы закончите ее. Не позволяйте критике, даже самой полезной, повлиять на вашу креативность во время творческого процесса. Имейте в виду, что люди обычно против новых идей, потому что новые идеи изменяют существующие устои, а люди, по большей части, предпочитают покой и стабильность. Когда вы создаете что-то такое, что может нарушить их, многие люди примут ваше творчество в штыки.
● НЕ БОЙТЕСЬ КРИТИКОВАТЬ СЕБЯ
Критикуйте себя больше, чем все остальные. Всегда спрашивайте себя: "Как я могу сделать это лучше? " или " Что бы я сделал по-другому?" Признайте, что вы не идеальны, и что ваше стремление быть как можно лучше - это попытка самовыразиться. Если вам не к чему придраться в своей собственной работе, то вы, вероятно, даже не пытаетесь это сделать. Критиковать себя еще не значит, что вам надо устанавливать чрезмерно высокую планку, которую невозможно преодолеть. Вы должны быть в состоянии видеть как свои слабые, так и сильные стороны.
● НЕ НАДО БЫТЬ ПЕРФЕКЦИОНИСТОМ
Если вы будете естественными и свободными от стремления создать что-то необыкновенное, то ваша креативность проявит себя сама собой. Есть множество путей к достижению творческих успехов. Помните, что несовершенство свойственно человеку. Иногда у самых талантливых художников были посредственные картины. Посмотрите вокруг - сама природа изумительно несовершенна. Не пытайтесь быть совершенным, иначе вы лишитесь того, что сделает вашу работу уникальной. Стремление быть перфекционистом, вероятно, помешает вашему творчеству. Конечно, вы сможете произвести на свет несколько высококачественных работ, но вы также лишитесь возможности экспериментировать, а некоторые менее чем идеальные работы могли бы привести вас к чему-нибудь невероятному. Работайте над "плохими" идеями. Даже если вы только обдумываете их и уже чувствуете, что они "плохие", вы продолжаете быть креативным. Поэтому развивайте эти идеи, и они могут превратиться в отличные решения! Думайте чаще о том, как улучшить "плохие" идеи, чем о том, как более усовершенствовать "хорошие".
● НЕ СРАВНИВАЙТЕ СЕБЯ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ВАШИХ РАБОТ
Ваша ценность как человека определяется многими другими вещами: как вы относитесь к другим людям, как вы относитесь к себе, как сильно вы любите окружающий вас мир, насколько вы бескорыстны, как вы переносите трудности. Можно продолжать бесконечно. Если ваши творческие начинания еще не на высоте, не позволяйте этому влиять на вашу самооценку. Смотрите на это, как на возможность стать лучше. И не сравнивайте свои результаты с результатами ваших друзей. Каждый работает в своем собственном ритме, не сходите с ума из-за этого.
● ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ С ЧЕМ-ТО НЕ СПРАВИЛИСЬ
Это может показаться вам не совсем логичным, но это важный совет. Многие перфекционисты боятся неудач и провалов, и, следовательно, делают только то, что у них хорошо получается. Не поддавайтесь на это. Если вы никогда не пытаетесь - вы никогда не получите результата. Не жалейте себя, будьте готовы к неудаче, и смело смотрите в лицо новым и сложным ситуациям. Креативность любит отважных.
Допустим, вы - поэт. Попробуйте свои силы в сочинении рассказа, даже если вам придется выйти из вашей уютной зоны творческого комфорта. Спокойно примите факт, что это, вероятно, не будет величайшим художественным творением в истории человечества, и наслаждайтесь новыми творческими ощущениями.
● ДУМАЙТЕ КАК ВЗРОСЛЫЙ, НО ВЕДИТЕ СЕБЯ КАК РЕБЕНОК
Взрослые, которые пытаются быть креативными, встречают много препятствий на пути – это правила о том, что разрешено, а что нет, как мы должны вести себя, и как не должны. Эти правила существуют не просто так (мы не говорим, что они плохие), но они могут подавлять вашу креативность. Вместо этого, используйте все знания, которые вы приобрели будучи взрослыми, и, по возможности, почаще смотрите на мир глазами ребенка. В детстве все было удивительным. Каждый человек, которого вы встречаете, каждое дерево, которое вы видите - пусть они станут источником бесконечно увлекательных историй и образов.
Дети, пытаясь понять мир, задают много вопросов. Вы тоже делайте это.
Дети подходят к творчеству естественно, постоянно изменяя и улучшая себя, отчасти потому, что они узнают о мире что-то новое, и отчасти потому, что они не знают, что они не должны делать определенные вещи.
Не бойтесь нарочно нарушать правила. Откройте в себе заново источник детской беззаботности и смело отправляйтесь исследовать этот таинственный мир вокруг вас.
● ПРИДУМЫВАЙТЕ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ВЕЩИ
Придумайте для себя ритуал. Ритуал может быть положительным, если он улучшают творческое мышление, он так же может быть контрпродуктивным, если он мешает вашему творчеству. Иногда, конечно, полезно отходить от него, чтобы встряхнуться и поискать новые творческие решения. Некоторые относятся негативно к ритуалам, но мы говорим о ритуалах творческих, которые очень помогут развиваться вашей креативности. Если вы действительно хотите быть креативным, то начинайте смотреть на вашу творческую деятельность как на работу. Вы должны сесть и попытаться сделать что-то, даже если вы не чувствуете вдохновение.
Многие писатели заставляли себя сочинять каждый день определенное количество слов. А некоторые имели к процессу работы почти суеверные требования. Например, Фридрих Шиллер, немецкий писатель 18-го века, для того, чтобы ему лучше работалось, нюхал гнилые яблоки, или держал ноги в тазике с ледяной водой. Заставьте окружающий вас мир работать на вас. Рэй Брэдбери написал свою знаменитую книгу “451 градус по Фаренгейту” работая в библиотеке. Стивен Кинг требует полной тишины во время работы, а Харлан Эллисон слушает на всю громкость классическую музыку. Отведите для себя кусочек времени, который будет способствовать вашему творчеству. Начинайте работу с какой-нибудь творческой или физической активности. Пусть это будет медитация, записывание на бумаге потока сознания, прослушивание определенной песни, стойка на голове - все, что угодно, что настроит вас на нужную креативную волну. Ставьте перед собой ежедневные цели – нарисовать, например, один эскиз, написать 1000 слов, изобрести новый велосипед, или сочинить песню.
● НЕ ПОПАДАЙТЕ ПОД ВЛИЯНИЕ МОДЫ
Хотя вы должны быть в курсе того, что происходит вокруг вас, вы не должны пытаться делать то, что делают все остальные. Следуйте своим путем и занимайтесь тем, что вдохновляет вас больше всего. Если вы хотите петь йодлем, но поп-музыка более популярна, то кого это волнует? Если вы хотите создать группу, играющую грайндкор вместо блэк металл - это прекрасно. Не позволяйте моде диктовать вам, что вам делать. Не быть под влиянием модных тенденций отличается от их непонимания. Если вы писатель и работаете в жанре фикшн, то вы должны знать, какие книги в этом жанре сейчас популярны, чтобы вы могли определить, где ваше творчество находится относительно него. Вы должны знать, кому вы противостоите, чтобы иметь возможность разумно рассказать о вашей работе.
● НЕ ЗАЦИКЛИВАЙТЕСЬ НА ПОП-КУЛЬТУРЕ
Не смотрите слишком часто телевизор, не висите в социальных сетях. Не позволяйте популярной культуре захватить вашу жизнь. Хотя, если в меру, она вам особо не повредит, но чрезмерная увлеченность ею просто задушит всю вашу оригинальность. Вместо того, чтобы смотреть телевизор, поищите оригинальные идеи общаясь с друзьями. Читайте книги, а не гламурные цитаты на страницах в соцсетях.
Проводите время с людьми, которые также избегают поп-культуры. Общение с ними поможет вам быть более креативным.
● НЕ ПРИПИСЫВАЙТЕ СВОЮ РАБОТУ К КАКОМУ-ТО ЖАНРУ
Хотя вы должны быть в состоянии описать вашу работу, вы не должны ограничивать рамками свое собственное творчество. Если ваша работа представляет собой гибрид из двух или трех жанров, например, детективный роман молодого зомби-экзистенциалиста, то вам позавидует сам Пелевин. Когда вы работаете, не думайте о том, в какую нишу вы вписываетесь. Пусть этим займутся критики.
● ПРОВОДИТЕ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ С САМИМ СОБОЙ
Вы не должны быть анти-социальным, но многие творческие люди предпочитают побыть в одиночестве, чтобы им не мешали сосредоточиться на работе. Выделите время, когда вы можете побыть наедине с собой, и хорошенько обмозгуйте то, чем вы занимаетесь. Лучше выбирать для этого время перед сном, и сразу после пробуждения. Записывайте все свои идеи. Многие художники говорят, что они наиболее плодовиты на идеи по утрам. В то же время, творите с кем-нибудь вместе. Многие художники работали с кем-то еще, и это значительно раздвигало их творческие границы. Сотрудничество является неотъемлемой частью творческого процесса, и примером тому были Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския, Вуди Аллен и Дайан Китон, Дюк Эллингтон и музыканты его оркестра.
Найдите человека, с кем вы можете поделиться идеями. Предложите ему сделать вместе с вами что-нибудь дикое и неожиданное. Уровень вашей креативности будет, вероятно, зашкаливать.
● ИГНОРИРУЙТЕ ПРОШЛОЕ
Если вы действительно хотите делать что-то свое, то не зацикливайтесь на прошлом. Конечно, очень важно знать, историю искусства, но это не значит, что вы должны имитировать его. Вы можете быть под влиянием или вдохновляться художниками прошлого, но не позволяйте им подавлять ваш собственный стиль и форму выражения. Нет ничего страшного, в том, что вы черпаете вдохновение в прошлом, но не зацикливайтесь на этом. В искусстве прошлого, вероятно, всегда будет находиться то, что вам нравится, и то, что нет. Возьмите те аспекты, которые вам по душе, и добавьте их к своему творчеству. Смешайте Ар-Деко с чем-то модернистским. Возьмите Диксиленд и переделайте его в Барокко с элементами Фламенко.
Пусть ваше увлечение прошлым перерастет во что-то новое в искусстве.